РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Печать

 

Рекомендации родителям по развитию речи дошкольников

  1. Как можно чаще берите ребенка на руки, обнимайте его, кормите — ребенку необходим постоянный телесный контакт с родителями.
  2. Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.
  3. Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать это другим взрослым.
  4. Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.
  5. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. При этом вы развиваете и общие познавательные способности.
  6. Не сравнивайте своего ребенка, ни с какими другими детьми.
  7. Чаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
  8. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

 

Предупреждение недостатков речи

1.Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окру­жающих. 

2.Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов малыш с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.

3.Не следует раздражаться детской «болтовнёй», малыш тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.

4.Не рекомендуется перегружать ребёнка — учить буквы, обучать чтению в трёх - четырёхлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому.

  1. При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями — это может привести к заиканию.
  2. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.
  3. Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
  4. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а так­же зрения, обоняния и осязания.

Рекомендации по организации занятий по развитию речи

 

1.Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. 

2.Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д. , а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д.

  1. Объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения.
  2. Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в паркестарайтесь максимально точно называть цветалистьев, пней, веток.
  3. Следующий вид упражнений –скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах

 

6.Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы.